Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий введение в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Планируется, что соответствующий закон вступит в силу уже 1 августа текущего года. Один из авторов законопроекта, первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев пояснил, что данное новшество является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО. Введение утилизационного сбора, по его словам, продиктовано необходимостью защиты внутреннего рынка и сохранения рабочих мест в отечественном автопроме. Депутат отметил, что утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей. При этом нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. По словам Гутенева, только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом.

Отметим также, что по предварительным подсчетам профильных министерств, базовая ставка такого сбора на новую легковую машину может составить20–45 тысяч рублей, за грузовую — в зависимости от категории — от 150 до 400 тысяч рублей. «Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей — не более 10 пассажирских мест при массе не более трех тонн; с объемом двигателя не более 1,3 литра составит 0,5, то есть величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра — 1, а свыше 3,5 литра —3,5-3,6», — сообщил Гутенев. Он также добавил, что в отношении подержанных автомобилей будут применять повышенные — примерно в 4 раза — коэффициенты.