Высший Арбитражный Суд не нашел оснований для того, чтобы признать форму и порядок заполнения корректировочного счета-фактуры не соответствующими Налоговому кодексу. Аргументы в защиту положения постановления правительства от 26 декабря 2011 г. № 1127 приведены в решении ВАС от 11 января 2013 г. № 13825/12.

Отметим, что, мягко говоря, недовольство действующим положением вещей выразило сразу несколько организаций. Более всего их не устраивает то, что применение формы корректировочного счета-фактуры и правил ее заполнения невозможно для случаев изменения стоимости реализованных товаров в связи с предоставленными продавцами покупателям премиями с совокупной цены поставленных в течение определенного периода времени товаров. Такие премии предоставляются в случае выполнения покупателем условий договоров, которыми, как правило, являются приобретение покупателем и (или) реализация им товаров продавца на определенную сумму. Право покупателя на премию с совокупной цены товаров возникает после поставки товаров по ранее определенной цене. В рамках этой практики премии обычно предоставляются в виде процента от совокупной цены поставленных (приобретенных) товаров или в твердой сумме. При этом стороны не договариваются об изменении цены отдельных единиц товаров или отдельных партий товаров. В то же время положения постановления № 1137 не позволяют в таких ситуациях составлять единый корректировочный счет-фактуру с указанием в нем данных применительно к совокупным показателям поставок товаров, в связи с которыми предоставлена премия. А сделать-то это не так сложно — в строке «1б» просто разрешить указывать перечень счетов-фактур, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура; в графе «5» по строке «А (до изменения)» — стоимость всего количества поставленных товаров по счетам-фактурам, перечисленным в строке «1б»; в графе «5» по строке «Б (после изменения)» — стоимость всего количества поставленных товаров, в отношении которых изменяется их стоимость в связи с предоставленными премиями; в графах «8» и «9» — соответствующие совокупные суммы НДС и совокупную стоимость товаров с учетом названного налога. В общем, все довольно логично.

Это заставило представителей ВАС «протестировать» соответствие оспариваемых положений постановления № 1137 нормам Налогового кодекса. И «высшие» судьи пришли к выводу, что содержащиеся в пункте 5.2 статьи 169 Кодекса требования в отношении показателей корректировочного счета-фактуры дословно воспроизведены в утвержденных постановлением № 1137 форме и правилах ее заполнения. «Из правил заполнения корректировочных счетов-фактур усматривается, что названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров и не предусматривают возможности их применения к иным случаям, оказывающим влияние на стоимость товаров», — говорится в решении ВАС № 13825/12. Однако, по мнению судей, это обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений Кодексу.