Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», не вправе учесть затраты, осуществленные им до его государственной регистрации в качестве ИП. На этом настаивает Минфин в письме от 9 декабря 2013 г. № 03-11-11/53610. Чиновники отмечают, что «упрощенцы» в целях налогообложения учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. При этом они в обязательном порядке должны отвечать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. То есть на УСН, как и при расчете налога на прибыль, признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению финансистов, расходы, которые предприниматель понес до регистрации в качестве ИП, не связаны с предпринимательской деятельностью. Кроме того, статьей 346.25 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе ИП на «упрощенку» с иных режимов налогообложения и обратно. А вот порядок учета расходов, произведенных ИП, применяющим «упрощенку» до его государственной регистрации, нормами главы 26.2 Кодекса не регулируется. Так что, как говорится, учесть данные затраты при расчете единого налога коммерсанту суждено.

Аналогичной позиции финансисты придерживались и ранее (см., напр., письмо Минфина от 28 февраля 2013 г. № 03-11-11/88). Причем в обоснование своей точки зрения они ссылались также на положения статьи 2 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.