Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можем ли мы в налоговом учете создать свой резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию для отдельных видов товаров?

Добрый день! Порядок формирования резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию регламентирован статье. 267 Налогового кодекса. Прежде всего, необходимо отметить, что такой резерв создается только по тем товарам, в отношении которых договорами купли-продажи предусмотрены обслуживание и ремонт в пределах гарантийного срока. То есть речь идет о товарах, в отношении которых налогоплательщик несет риск расходов, связанных с удовлетворением претензий потребителей. Но при этом, согласно статье 267 Кодекса по всем таким товарам должен формироваться единый резерв. Создать резерв только по одному конкретному виду товаров нельзя. Об это говорят и специалисты Минфина (письма Минфина от 15 октября 2008 г. № 03-03-06/1/587, от 19 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/119), и судьи (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 ноября 2005 г. № А43-3494/2005-36-145).

А что может грозить организации в случае создания гарантийного резерва отдельно по каждому виду изделий?

Само по себе это, безусловно, не является налоговым правонарушением. По крайней мере, Налоговый кодекс  такого состава не предусматривает.

Однако формирование «гарантийного» резерва отдельно по каждому виду изделий подразумевает и расчет предельного процента отчислений в резерв отдельно, по каждому из них. Исходя из такого процента, впоследствии определяется сумма отчислений в резерв, которая включается в состав прочих расходов соответствующего отчетного периода (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК). При этом сумма отчислений, включаемая в расходы, исходя из процента отчислений, который рассчитан в отношении общего резерва по всем товарам, может существенно отличаться от суммы отчислений, определенной исходя из процентов отчислений по отдельным резервам. Таким образом, сумма расходов, отнесенных на уменьшение базы по налогу на прибыль, в таких обстоятельствах может быть завышена, саамам база занижена, а налог недоплачен. Между тем неуплата налога или неполная его уплата в результате занижения налоговой базы уже является правонарушением, предусмотренным статьей 122 Налогового кодекса. Штраф в данном случае составляет 20 процентов от неуплаченной суммы.

Материалы конференции от 04 декабря 2014 года

Полный текст статьи доступен только подписчикам пакетов контентной поддержки. Свяжитесь с нами, чтобы стать партнером ЦЭИНФ.