При приобретении имущества должников-банкротов организации или индивидуальные предприниматели вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения должны взять на себя обязанности налогового агента по НДС. Это прямо закреплено в Налоговом кодексе. Другое дело, что до сих пор спорным оставался вопрос о том, кто же, собственно, должен перечислить налог в бюджет – покупатель или же сам банкрот? Неясно было и то, как быть в случае, если сам должник не является плательщиком НДС. Благо с 1 января 2015 года все эти вопросы утратят свою актуальность.

В первую очередь разберемся, насколько соотносятся действующие нормы «банкротного» и налогового законодательства. Начнем с того, что согласно пункту 1 статьи 124 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Под таковым понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. То есть цель конкурсного производства – пропорциональное удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы должника. При этом требование об уплате иных текущих платежей, к коим относятся и налоги, согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона № 127-ФЗ относится к четвертой очереди.

А теперь посмотрим на нормы главы 21 Налогового кодекса. Пунктом 4.1 статьи 161 Кодекса установлено, что при реализации на территории РФ имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Замкнутый круг

Таким образом, если следовать требованиям Налогового кодекса, то покупатель имущества банкрота должен в качестве налогового агента по НДС удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. Иными словами, банкрот получит на свой счет доход от реализации имущества уже за минусом НДС. С другой стороны, как мы уже сказали, налоги относятся к четвертой очереди, соответственно, они должны быть уплачены только после того, как будут удовлетворены требования кредиторов первых трех очередей. Соответственно, очевидно, что установленный в Налоговом кодексе порядок явно не отвечает их интересам. На этот момент обратил внимание Пленум ВАС в постановлении от 25 января 2013 г. № 11.

«Высшие» судьи, проанализировав нормы налогового и «банкротного» законодательства, решили попросту проигнорировать положения пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса. Они отметили, что исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Кодекса, НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе в отношении предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса. При этом должно быть учтено, что требование об уплате названного налога согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 134 Закона № 127-ФЗ о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Таким образом, Пленум ВАС предложил для таких ситуаций следующий порядок расчетов с бюджетом по НДС: цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику. И уже затем эта сумма распределяется между кредиторами по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.

Наталья Яковенко, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст статьи доступен только подписчикам пакетов контентной поддержки. Свяжитесь с нами, чтобы стать партнером ЦЭИНФ.