Налоговым кодексом определено, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в установленном на то порядке зарегистрированы транспортные средства. Между тем практика свидетельствует, что налоговые органы на местах довольно успешно доначисляют налог и тем, кто «забыл» поставить своего «железного коня» на регистрационный учет. В свое время в этом порыве ревизоров поддержал даже Высший Арбитражный Суд. В то же время имеются достаточно веские основания полагать, что в недалекой перспективе судебная практика по данной проблеме может хотя и не кардинально, но измениться. Верховный Суд РФ в определении от 29 октября 2014 г. № 301-КГ14-2926 назвал условия, при наличии которых незарегистрированное ТС ну никак не может считаться объектом налогообложения.

В общем случае плательщиками транспортного налога в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. А таковыми в силу положений пункта 1 статьи 358 Кодекса являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях данными ТС, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД в течение срока действия знаков «Транзит» или в течение десяти суток после приобретения автомобиля (п. 3 постановления правительства от 12 августа 1994 г. № 938; п. 4 Правил, утв. приказом МВД от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Таким образом, регистрация транспортных средств в органах ГИБДД носит заявительный характер. При этом инициатива должна исходить именно от владельца ТС. В настоящее время, поскольку ставки по транспортному налогу весьма ощутимы, велик и соблазн «забыть» про обязанность зарегистрировать «железного коня». Но позволит ли это «скрыться» от уплаты транспортного налога?

«Природа» транспортного налога

В свое время Конституционный Суд в определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О обратил внимание на особенность формирования транспортного налога. Она заключается в том, что налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств это – мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (ст. 359 НК). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Кодекса. В свою очередь из содержания части 3 статьи 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что регистрация транспортных средств осуществляется для их допуска к участию в дорожном движении.

Отсюда напрашивается вопрос: а так ли уж нужна эта регистрация, если, к примеру, приобретенные компанией автомобили вовсе не будут выезжать на дороги общего пользования, а, например, будет эксплуатироваться на промышленной площадке компании, не выезжая за ограждение? Для целей исчисления транспортного налога этот вопрос носит принципиальный характер.

Палка о двух концах

Надо сказать, что в арбитражной практике встречаются решения, когда судьи при отсутствии госрегистрации ТС не находили оснований для уплаты транспортного налога (см., напр., постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 июля 2010 г. по делу № А63-7901/2009, ФАС Поволжского округа от 16 октября 2008 г. по делу № А57-2039/08, ФАС Центрального округа от 25 апреля 2006 г. № А48-1284/05-19).

Вместе с тем куда чаще суды занимают сторону налогового органа (см., напр., постановления ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 2 августа 2011 г. № Ф03-2558/2011, ФАС Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/2929-09, от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4543-06 и т. д.). Да и Высший Арбитражный Суд по данному вопросу занял довольно жесткую позицию. В частности, Президиум ВАС в постановлении от 7 июня 2012 г. № 14341/11 указал, что транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. При этом «высшие» судьи подчеркнули, что уклонение общества от совершения действий по госрегистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Интересно то, что контролирующие органы настаивают на том, что обязанность по уплате транспортного налога зависит исключительно от факта регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования. То есть как только автомобиль поставлен на учет, его владелец автоматически становится плательщиком транспортного налога. Ну а тот факт, что машина простаивает, находится на ремонте или уже давно списана с баланса, значения не имеет (см. письма Минфина от 24 января 2012 г. № 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. № 03-05-06-04/123, ФНС от 27 января 2012 г. № БС-3-11/241).

Наталья Баразненок, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст статьи доступен только подписчикам пакетов контентной поддержки. Свяжитесь с нами, чтобы стать партнером ЦЭИНФ.